"Мы закрыли вокалиста в сортире и помаячили перед ним бутылкой водки" Продолжая
тему местного шоу-бизнеса – есть ли он и можно ли в нём стать звездой,
мы обращаемся непосредственно к артистам. На этот раз нашим
собеседником стал лидер, директор, барабанщик и бэк-вокалист
панк-группы «Кровавый утренник» Олег Молоков. -
Олег, как чувствует себя группа сейчас, после того, как, возможно,
прошло время некоторой популярности, известности в масштабах Омска? -
Сейчас она существует как чисто студийный вариант, о концертах пока
речь не идёт. Смысла нет. Альбом записали недавно, акустический, сейчас
продаётся через Интернет-магазин сетевой лондонской радиостанции «Lаst. FM». Знаешь, как называется? «Гордеич в сортире». Если
раньше мы были известны и даже звёздами в масштабах Омска, то теперь
работаем на немного другую аудиторию через Интернет. Есть фанаты на
Украине, в Питере, Москве, среди эмигрантов в дальнем зарубежье. В
Польше и Болгарии активно скачивают песни. Языковой барьер в данном
случае не такая уж и проблема. По данным Интернета у нас 4000 фанатов и
из них русских только процентов пять. Не то чтобы в хит-парады на «Last. FM» мы попадаем, это сложно – конкурировать с «Металликой», например, но в одном плэй-листе находимся. - Если вернуться к истории, когда группа только возникла, как народ о ней узнал, как её раскручивали? -
1990 год. Нам было гораздо проще, была система рок-клубов, которые
финансировал комсомол – мощнее всего в Питере, Москве, Екатеринбурге. У
нас он тоже был, но на уровне неродившегося зародыша. Перестройка,
революционные явления, рок и особенно панк – музыка революционная,
протест. На эпатаже, протесте получилось вылезти и легко было работать.
Приходили в любой ДК и работали за проценты от сборов. Работали даже на
предвыборной компании Полежаева, то есть без рокеров никакая кампания
вообще не обходилась. Была востребованность, любому музыканту было
проще подняться и стать известным. Именно рок-музыканту. Инфраструктура
клубов позволяла гастролировать. Потом Ельцин пришёл к власти и стало
постепенно всё рушиться. А попсы, кстати, в
Омске как не было, так и нет. Нет той, которая была бы хорошего уровня.
Маленькая вспышка была – группа «Мамочка», Гализдра и всё, пожалуй.
«Старое кафе»? Это просто хорошо раскрученная ресторанная команда.
Очень качественная кабацкая музыка, с которой они и работают больше по
корпоративам, банкетам и репертуар под это подтачивается. Хотя и
Концертный зал они до сих пор собирают. Делая изредка по два концерта.
Для многих москвичей-то это фантастика – в Омске собрать такой зал. А
для них нет. Получается, «СК» по меньшей мере не хуже и не менее
популярно? Видимо, да. Что
касается нынешней рок-молодёжи. Давай зададимся вопросом. Для чего
нужна популярность рок-группе? Показать своё творчество или заработать
деньги? Хапнуть славы и показать творчество – это одно. Хапнуть славы и
заработать денег – совсем другое. Так я тебе скажу, 99 % молодёжи
сейчас хотят хапнуть славы, чтобы заработать денег. Вся проблема только
в этом. Когда они начинают думать о деньгах, творчество они
автоматически начинают подгонять под стандарты, которые нравятся
большинству. Вот я работаю на АКМЭ – просто задолбали уже, ходят
какие-то Козловы, Сидоровы, Петровы, которые сами из себя ничего не
представляют, зато хотят стать звездой. Голос ни о чём, музыка ни о чём
- и какой-нибудь дядя, который до пенсии уже доработал, хочет бесплатно
сделать клип про Омск, про какие-то там мосты… Как Ляпис Трубецкой из
«12 стульев», у которого то служил Гаврила почтальоном, то хлебопёком.
Образно говоря, пришёл какой-то дядя и говорит: «Я про пекинскую
олимпиаду написал». Приходит тётя и говорит: «Я про Тищенко написала».
Это что, творческие люди? Нет, их клипы мы не ставим, просто у них
такая идея - на этом вылезти и заработать деньги. Хорошо,
что сейчас развивается Интернет и молодой музыкант, который не хочет
никого обманывать, желая показать своё качественное творчество, может
им воспользоваться. И телевидением уже никого не обманешь, где кучка
негодяев-продюсеров делает однодневок, на которых зарабатывают деньги.
Распиарили, два месяца по ТВ крутили, с фуфлом, непонятно на кого
рассчитанным, по стране провезли и до свидания, живи дальше как хочешь.
И Интернет таким образом единственный выход из положения. И реакцию
можно увидеть – ага, музыку скачивают, на форумах обсуждают, интерес
есть. Если кто-то недоволен – это тоже хорошо, потому что совсем плохое
никто и не скачивает, и не обсуждает. Так что Интернет – реальный выход
в массы. Раньше этого не было, было тяжело, радио, ТВ контролировались
постоянно. Сейчас можно снять малобюджетный клип даже в домашних
условиях, выложить на You-tube или Ру-тьюбе и пожалуйста. - А сколько у нас с 90-х по 2000-е в групп год примерно разваливалось, уезжало, загнивало? -
Уехали только «Штабеля», «Ликбез», рэпперы «Ртуть». А распадались почти
все. Почему? Сначала группа создаётся. Перспектива обнаруживается – что
мы там всех порвём и т.д. Хотим, например, стать, как «Ария». Первая
проблема – кто-то женился. Музыкант теряется. Второе – человек увидел,
что у него сверстник купил машину, тоже женился, зарабатывает на
квартиру. Зачем же я буду вкладывать в группу? Пойду куда-нибудь в
компьютерную фирму, наворую, тоже чего-то буду крутить, мутить. Третья
– творческий конфликт, битва за лидерство. «Я круче» – «Нет, я круче».
«Мои песни будем петь, в моей аранжировке» – «Нет, мои». Разругались,
расплевались. Тяжело совместить хороших музыкантов с тем, чтобы они ещё
были хорошие исполнители. И с одного облома, когда в ХL провалили
концерт с арендой зала за 18 тысяч и своей рекламной кампанией, может
развалиться коллектив – «Зачем дальше заниматься?» Так что сейчас очень
сложно вылезти… из канавы. Гораздо легче в 80-90-е было. В 80-е,
конечно, были свои трудности, просто в психушку
садили и запрещали концерты. В 90-е тоже была цензура. Хорошо, что у
нас автор просто пишет очень хитро – двойным, тройным смыслом. А то был
конфликт с такой Хренниковой из Первомайского управления культуры году
в 1993-м. И вот она нас к себе вызвала: «Вы чё исполняете, вы
понимаете, о чём вы поёте? «Королева минета» – что это такое?!» Я
объясняю: «Автор у нас пишет текст с двойной-тройной смысловой
нагрузкой, так что каждый понимает в меру своей распущенности. Здесь он
писал о красивом имени – Миньета, её зовут так. А вы о чём подумали?» –
«А вот песня «Облевать»?! – «Пардон, а там как поётся – «Ты прозрачна,
как байкальская волна…» и в припеве «Боже, как я хочу тебя обливать». В
душе тёплой водичкой, а вы о чём подумали?» – «А-а-а…» И вот с этим уже
легко было бороться. Словом,
сейчас трудно пробиться, зато есть Интернет. Это я вообще, считаю,
революция. Если бы такая возможность была в 90-х годах, думаю, какие-то
команды, может, могли бы и на Запад вылезти. Блокада ведь не только
нашего государства, что мы такие плохие, есть информационная блокада и
рок-музыкантов. Ну я так думаю. В Интернете же хоть какой-то уровень
популярности можно заработать. -
А вот как считаешь, как удалось пробиться «Гражданской обороне» – что в
последние года три её уже и на «Нашем радио» крутили, и в хит-парадах
она была? -
С её музыкантами я общался, и объясню, что сам Летов – гениальный поэт,
я его считаю вообще прародителем панка в России. В принципе я не могу
сказать «ГО» – я могу сказать «Егор Летов». Поскольку сейчас его нет,
то и группы нет. Хоть ты собери всех его музыкантов и они будут
исполнять его песни - это всё будет не то. Харизмы, талантища того уже
нет. Если ещё раз такой талантище родится и начнёт свои песни в
Интернете выкладывать, до такого же уровня запросто может подняться.
|